Австрийский город Грац, центр территориального объединения Штирия, – не такой большой по меркам современного мира. Его население всего лишь чуть больше 250 тысяч человек. Но в Австрии этот город – второй по величине. А вот его культурное значение измерить невозможно: Грац за время своего существования прошел через огромное количество событий и преобразований, и все они отразились на архитектурной внешности города.
Уникальный ландшафтный, архитектурный и декоративный ансамбль исторического центра Граца, сформировавшийся под влиянием культурных течений Германии, Балкан и Средиземноморья, привлекает сюда тысячи туристов, обожающих гулять по прекрасным старым улочкам города. Здесь умудрились гармонично соединиться друг с другом здания из совершенно разных времен и культурных эпох. Многие из них признаны шедеврами архитектуры. Поэтому ЮНЕСКО в 1999 году включило его в список мирового культурного наследия. Туда же попал и замок Эггенберг, стоящий на окраине Граца, - самая значительная резиденция аристократов Штирии. Архитектор Джованни де Помис уникальным образом воплотил в здании любовь герцога Эггенберга к астрологии.
Впервые люди поселились здесь в эпоху неолита. Это место всегда было средоточием нескольких дорог, ведущих в разные концы Европы. Поэтому здесь правили то авары, то венгры, и в конце концов, представители немецкой нации. В официальных исторических документах Грац впервые был упомянут в 1128 году. Тогда он стал частью земли Каринтия.
Тогда Грац стал процветающим городом, активно развивалась торговля. Сюда во множестве приезжали баварские поселенцы. Здесь жили многие представители правящего семейства Габсбургов. Грац был их резиденцией. В 1379 году два наследника габсбургской монархии поделили между собой свои владения, заключив Нойбергский договор. Грац попал под управление герцога Леопольда III.
В XVI столетии Европа долго была под угрозой захвата турками. Центральная Европа переживала Реформацию. Австрия, по сути, постоянно пребывала в состоянии военного положения. Поэтому мощные средневековые укрепления Граца были модернизированы в соответствии с духом эпохи Возрождения.
В 1564 году город стал столицей Верхней Австрии, здесь жили и активно строились представители правящей династии. Однако в 1618 году один из них – сын эрцгерцога Карла II Фердинанд – перевел правящий двор в Вену. И Грац на время впал в экономическую рецессию до той поры, пока не прошла опасность захвата турками.
И снова Грац постиг строительный бум. Буржуазия и аристократия соревновались друг с другом, стараясь сделать свои дома наиболее привлекательными и модными. Поэтому здесь есть особняки, характерно представляющие многие архитектурные течение эпохи Возрождения, барокко и других. Каждый из них интересен, но особо уникальными признаны: Готический Зал замка императора Фридриха III, часовня в стиле поздней готики и уникальная двойная винтовая лестница, возведенная Максимилианом I в 1499 году. Культурологи называют ее главной готической лестницей Европы, а жители Граца – символом вечности и лестницей примирения.
Из представителей стиля поздней готики можно выделить также Кафедральный Собор (1438-64), построенный Фридрихом III рядом с романской церковью Святого Эгидия. Здесь есть уникальные фрески, создание которых приписывают Томасу фон Филлаху.
Очень красив мавзолей Фердинанда II, который начал строить еще в 1614 году Джованни де Помис. Освятили только закончившуюся постройку лишь через 100 лет. На фасаде здания, увенчанного куполами, можно проследить переход стилей от эпохи Возрождения до барокко.
Также туристы любят бывать в бывшем иезуитском колледже. Его начали строить в 1572 году. В его облике можно найти и суровый стиль эпохи Возрождения, и барочный стиль, появившийся после перестройки 1773 года, когда Мария Терезия закрыла Орден иезуитов. Сейчас здесь находится духовная семинария, и студенты наблюдают за временем по механическим часам на старинной колокольне рядом с причудливой башней.